Перейти к контенту

Главное меню:

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Причины нарушения зрительной функции

Патологии у новорожденных могут быть связаны не только с остротой зрения, но также с периферическим и стереоскопическим зрением, цветоощущением, адаптацией к изменению освещения.

В появлении тех или иных зрительных нарушений большую роль играет наследственность, патология беременности, родов, или раннего послеродового периода. Нередко нарушения зрения сочетаются с патологией центральной нервной системы.

Частичная атрофия зрительных нервов, ретинопатия недоношенных, врожденная катаракта или глаукома — требуют тщательного обследования, серьезного врачебного наблюдения и лечения.

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

image

Причины появления дефекта

Аномалия возникает самостоятельно или служит признаком генетического нарушения. Микрофтальм развивается, когда плод в утробе матери поражается:

  • герпесом;
  • токоплазмозом;
  • коревой краснухой.

Вредоносные микробы, направляясь в кровь через плаценту, провоцируют развитие пороков и дефектов. Патологический размер глазного яблока формируется, когда плотные тяжи Симонара давят на плод и не дают ему развиваться.

Глюкокортикостероид для местного применения в офтальмологии – глазные капли Максидекс.

image Герпес может стать причиной генной аномалии

Вероятность возникновение дефекта увеличивается, когда женщина, которая вынашивается ребенка:

  1. Употребляет спиртное.
  2. Курит.
  3. Увлекается наркотиками.
  4. Принимает медикаменты.

Приобретенный вид микрофтальма формируется уже в детстве. Внешнее воздействие затрудняет рост глазного яблока. Дефект образуется после операции по катаракте, при заражении токсоплазмозом, при наличии ретролентальной фиброплазии, когда разрушается сетчатка.

Важно во время планирования беременности полностью отказаться от алкогольных напитков

Комплексный препарат для лечения инфекций глаз и ушей – глазные капли Нормакс.

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Профилактика нарушений зрения у детей

image Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Видео с YouTube по теме статьи:

Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир

Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир.

image

Рис 1. Так видят пейзаж люди без нарушения зрения

На рис. 1 изображен пейзаж — так, как видят его люди без нару­шения зрения.

Рассмотрим теперь примерные варианты демонстрации различ­ных нарушений зрения, встречающихся при определенных заболе­ваниях.

Некоторые виды различных проявлений нарушения зрения

Нарушения оптических сред глаз сопровождается снижением остроты зрения, нарушением поля зрения.Детям необходимо создавать комфортное освещение, использовать контрастные цвета при подборе картинок и оформлении помещения.

image

Рис.2. Расходящееся косоглазие

Рис.3 Миопия

Рис.4. «Летающие мушки»

Рис.5 Астигматизм

Сужение поля зрения (тоннельное зрение)

Рис. 6. Сужение поля зрения (тоннельное зрение)

Особенности, возникающие при утрате периферического поля зрения, и рекомендации родителям. 1. Утрату периферического поля зрения можно заметить не сразу, особенно если ребенок обладает достаточно хорошейостротой зрения. Дети, у которых сужено поле зрения, при низ­ком освещении ведут себя менее активно, «осторожничают». Внимательно наблюдайте за «неуклюжими» детьми, которые натыкаются на предметы, проявляют осторожность при ходьбе, испытывают трудности при поиске предметов и чтении.

2. Ребенок может хорошо видеть одни предметы и совсем не видеть другие. Это особенно характерно при достаточно хоро­шей остроте зрения в сохранном участке поля зрения.

Ребенок может вводить в силь­ное замешательство своих родителей или одноклассни­ков, поскольку может видеть одни предметы и не видеть другие (например, он может увидеть маленькую монет­ку или игрушку на полу, нахо­дящуюся в направлении его взгляда, и при этом наткнуться на стул, стоящий сбоку, когда попытается подойти и под­нять предмет). Так же ребенок может проходить мимо друзей или необходимого ему пред­мета и не замечать его. Поэтому важно поднимать с пола игрушки и другие предметы и хранить все вещи на своих местах.

3. Ребенок с тоннельным нарушением поля зрения может отказываться от участия в совместных подвижных играх. Нежелание обычно связано с чувством неуверенности в незна­комой обстановке или в ситуациях большого скопления людей. Детей с тоннельным сужением полей зрения необходимо специ­ально обучать ориентировке в пространстве. Ребенка следует научить использованию длинной белой трости, так как у него возникают трудности с обнаружением ступеней, бордюров и других препятствий. Дети с тоннельным полем зрения часто имеют шаркающую походку и все время смотрят вниз, наклоняя корпус и голову.

4. Ребенок испытывает трудности при чтении и рассматрива­нии рисунков. Необходимо учить ребенка последовательно обследовать объ­ект — «сканировать» его. Начинать рассматривание следует с левого верхнего угла и постепенно обследовать всю поверхность.

При чтении необходимо учить следить по строчкам, обозначая пальцем начало строки, чтобы легко найти начало следующей строки, или использовать для этой цели линейку.

Случаи, при которых рекомендовано обучать ребенка чтению и письму по системе Л. Брайля:сужение полей зрения до 20 градусов;

сужение поля зрения (20 градусов и больше) и острота зре­ния 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с коррекцией;

прогрессирующее заболевание.

Выпадение центрального поля зрения (центральная скотома)

Рис. 7. Выпадение центрального поля зрения (центральная скотома). Особенности, возникающие при утрате центрального поля зрения и рекомендации. 1. Трудности при рассматривании картинок, лиц людей, окру­- жающего пространства. У ребенка отсутствует центральный участок поля зрения, но достаточно сохранно периферическое поле зрения (острота зре­ния в периферическом поле снижена). Важно научить ребенка пользоваться периферическим зрением, а именно использо­вать «эксцентрический взгляд» (специфический поворот голо­вы, обеспечивающий попадание окружающего пространства в сохранное поле зрения).

Ребенок может специально отводить голову в сторону так, чтобы при помощи периферического зрения иметь возмож­ность рассмотреть объект или лицо собеседника. Но необычное положение головы при разговоре и избегание прямого взгля­да может быть неправильно истолковано людьми. Поэтому, поощряя стремление ребенка использовать периферическое зрение, необходимо вместе с тем объяснить ему, что такое соци­ально приемлемое поведение и в каких случаях необходимо «смотреть» людям в лицо, отказываясь на некоторое время от «эксцентрического взгляда».

2. Трудности при чтении и другой работе на близком расстоя-­ нии (письме, рисовании, рассматривании картинок, шитье, и др.) из-за выпадения центрального поля зрения. Увеличение шрифта и высокий контраст изображения облегчают процесс чтения. Следует проконсультироваться с врачом-офтальмологом; возможно, ребенку будет рекомендовано обучение чтению и письму по системе Л. Брайля

3. Трудности в ориентировании и мобильности.

При ориентировке в пространстве необходимо учить ребенка пользоваться периферическим полем зрения. Чем выше сте­пень утраты центрального поля зрения, тем труднее ребенкусамостоятельно безопасно передвигаться, так как уменьша­ется еще и острота зрения. Ребенку необходимы специальныезанятия по ориентированию и мобильности. В зависимости отстепени утраты центрального поля зрения нужно рассмотретьвопрос использования длинной белой трости. Если центральнаяскотома достаточно большая (10 градусов и больше), то трость необходима для активного постоянного использования при самостоятельном передвижении. Если центральная скотома меньше 10 градусов, белая трость может активно использо­ваться при самостоятельном передвижении в темное время суток, при пересечении проезжей части, в яркую солнечную погоду, в незнакомом пространстве и в других сложных ситуа­циях. Находясь в знакомом пространстве, человек может не пользоваться тростью.

Рис. 9. Самостоятельное пере­движение с помощью игрушки-каталки

Рис. 8. Самостоятельное передви­жение с помощью обруча.

Рассеянные (или множественные) скотомы

Рис. 10. Рассеянные скотомы

Скотомы у людей с этим диа­гнозом постоянны. Можно провести аналогию с «битыми» пикселя­ми на мониторе или с разглядыванием предметов через пчелиные соты: как бы ни перемещался взгляд, какие-либо участки всегдавыпадают. Особенности, возникающие при наличии рассеянных скотом, и рекомендации. В зависимости от количества, расположения и размера скотом трудности и соответственно рекомендации могут быть такими же, как и при выпадении центрального (если скотомы сосредоточены в центре) или периферического (если скотомы сосредоточены на периферии) поля зрения.

Скотомы могут менять свое местоположение — в таком случае говорят о «плавающих» скотомах.

Использование эксцентрического взгляда помогает эффективно использовать сохранные участки зрения.

Выпадение поля зрения

Рис. 12. Выпадение поля зрения

Особенности, возникающие при выпадениях полей зрения, и рекомендации 1. При выпадении нижнего поля зрения основные трудности представляет распознавание препятствий на пути и определение перепадов высот (лестниц, бордюров, ям и т. д.). Дети с выпадением нижнего поля зрения, как правило, имеют шаркающую походку и все время смотрят вниз, наклоняя корпус и голову. Они испытывают трудности при поиске упавшего на пол предмета. Необходимо обучать детей техникам использования белой длинной трости, учить их контролировать положение туловища и головы, обучать технике поиска упавших предметов. Маленьким детям, которым еще трудно использовать белую длин­ную трость, можно предложить для самостоятельного передвиже­ния обруч или игрушку-каталку, с помощью которых они смогут находить препятствия или изменения уровня пола (бордюры, ступени, пороги и т. д.).

Необходимо соблюдение поряд­ка в доме — не следует расставлять предметы на полу и т. д.

2.При выпадении боковых полей зрения основную опасность представляет транспорт, приближающийся со «слепой» стороны. Также опасность представляют нависающие и другие пре­пятствия, которые не попадают в поле зрения. Затруднен процесс чтения.

Детей следует обучать ориентироваться на слух при переходе проезжей части, а также использовать сохранное поле зрения и

«эксцентрический взгляд» (специфический поворот головы, обе­спечивающий попадание окружающего пространства в сохран­ное поле зрения).

3. При выпадении верхнего поля зрения опасность вызы­вают нависающие препятствия, которые ребенок может не заметить при передвижении или наклоне (например, открытыедверцы шкафов, ветки деревьев и т. д.) .

Необходимо научить детей использовать «верхнюю защитную технику» рукой при обнаружении или подозрениях на наличие препятствий на небольшом расстоянии.

Часто дети самостоятельно начинают использовать защитную тех­нику, интуитивно вытягивая руки вперед. Однако такое положение рук не в полной мере обеспечивает безопасность, так как лицоребенка остается незащищенным от нависающих препятствий. Также некоторые препятствия (например, полуоткрытая дверь) могут попасть между его рук, что может привести к столкновению с препятствием, а, следовательно, к травме. Необходимо соблюдение порядка в доме — следует обязательно закрывать дверцы шкафов и т. п. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида

№8

Консультация для родителей

на тему:

« Как ребенок С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВИДИТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Подготовила:

Учитель-дефектолог

ДОУ №8

г. Липецк

2011г

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации