Перейти к контенту

Главное меню:

Методики на восприятие цвета, музыки, формы и времени. Методы исследования в психологии

Одним из способов определения состояния зрения является дуохромный тест, основанный на свойстве лучей красного и зеленого цвета по-разному преломляться в оптических средах зрительной системы. Такое исследование назначается людям, не имеющих тяжелых глазных патологий. Тест необходим при подборе оптической коррекции. Процедура безопасна и осуществляется в условиях поликлиники.

image

Анализ характеристик предмета

Все, что нас окружает, имеет свои показатели (размер, форму, цвет). Узнавание и вычленение из ряда подобных объектов или явлений происходит посредством комплекса анализаторов. Восприятие (перцепция)— это отражение в сознании личности предметов окружающего мира в результате их воздействия на органы чувств. Другими словами, это комплекс ощущений. Данный психический процесс неразрывно связан с мышлением человека, его речью, вниманием, памятью, волей. Выявить уровень его развития у личности помогают методики на восприятие.

image

Дальтонизм

Но не стоит расстраиваться раньше времени. Люди с дальтонизмом могут управлять автомобилем, но при условии диагностирования цветоаномалии типа А (то есть при легкой степени нарушения цветовосприятия). Если же у Вас не выявят полной цветовой слепоты, то свой автомобиль Вы водить сможете, а вот работать водителем по найму – нет.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Хотите проверить, являетесь ли Вы дальтоником? Предлагаем Вам пройти несколько простых тестов. Но сначала проведем краткий экскурс по теме дальтонизма, ведь многие имеют ошибочное представление о данной патологии.

Цветовая слепота (второе название дальтонизма) – патология зрительного анализатора, проявляющаяся невозможностью распознавать основные цвета (речь идет о красном, синем и зеленом цветах).

Преимущественно цветовая слепота – врожденное наследственное нарушение цветовосприятия.

Если дальтонизм приобретенный, нарушается восприятие синего цвета, хотя может снизиться и восприятие желтого спектра. Причинами такого типа дальтонизма являются:

  • глазные заболевания;
  • осложнения гриппа;
  • неврологические патологии;
  • нервные срывы;
  • травмы головы;
  • последствия инсульта, инфаркта миокарда;
  • возрастные изменения.

Интересно то, что генетически обусловленный дальтонизм передается по материнской линии. При этом у мужчин данная патология диагностируется в 20 раз чаще по сравнению с женщинами.

Синтез процесса

Иногда возникает вопрос о том, что первично: ощущения или восприятие. Первое является более простой категорией, так как подразумевает только одно чувство (зрение, обоняние, слух, тактильные и болевые признаки). Второе соединяет их в комплекс и отражает предмет в целом, со всеми его характеристиками. Это, по сути, создание образа предмета. Например, если личность видит стул, то она оценивает одновременно цвет, форму, величину, какой предмет на ощупь, и при этом осознает, что на него можно садиться.

Как пройти тест

Для прохождения первичного теста на дальтонизм идти к врачу необязательно: его суть состоит в просмотре нескольких картинок и ответе на вопрос «Что видно на них?». По результатам можно говорить о наличии нарушений в цветовом восприятии, причем сразу определяется его вид.

Чтобы результаты проверки были максимально точными, следовать нужно следующей инструкции:

  • На экран монитора не должен падать прямой свет, блики вызовут аберрации. Яркость нужно настроить на комфортный уровень.
  • Картинки должны находиться на уровне глаз, сидеть нужно на расстоянии 1 метра. Близоруким следует надеть свои очки, без них сфокусироваться даже при нормальном цветовом зрении будет трудно.
  • Сверять результаты на память – плохая идея, поэтому вооружиться следует ручкой и листком бумаги.
  • Перед началом нужно успокоиться и расслабиться, иначе картинку может не «разгадать» даже человек со здоровым зрением.
  • Смотреть на каждую таблицу нужно не дольше 5 секунд, далее записать свои наблюдения и переходить к следующей.
  • Если при проверке ответов обнаружены несовпадения, не нужно паниковать, следует обратиться к врачу. Если в повседневной жизни дальтонизм не проявлялся, виной всему могут быть настройки монитора.

Во время теста не стоит отвлекаться, лучше сохранять непринужденное спокойствие. Нервозность не позволит сконцентрироваться и увидеть скрытые символы. Важно: на расстоянии 30-40 см различить цифры и фигуры на большинстве картинок трудно, расстояние между глазами и экраном не менее 1 метра!

От чего зависит перцепция?

Формирование мироощущения человека начинается с первого года его жизни. Сначала ребенок познает отдельные свойства объектов посредством органов чувств. Но по мере развития анализаторной системы совокупность его впечатлений увеличивается, характеристики внешних раздражителей синтезируются, создавая в мозгу отражение объекта, его образ. Это уже синтетическая форма предмета, которая появляется в результате переработки информации. Здесь обязательным является мыслительный процесс, который и обеспечивает новый уровень осознания мира (перцепции). Он, в свою очередь, зависит от уровня мыслительных операций, наличия сведений у человека и его опыта. Влияют также его намерения в данный момент, настроение, желания и т.п. Поэтому восприятие одних и тех же предметов будет у людей индивидуальным.

image

Методы исследования в психологии

Для того чтобы изучать различные психические проявления в сознании личности, существуют привычные нам способы. Так самым распространенным методом является эксперимент (лабораторный, естественный), посредством которого целенаправленно создается среда, в которой можно наиболее ярко и точно увидеть выражение определенного показателя.

Отличные результаты дает метод наблюдения (внешнее и внутреннее). Он предусматривает четкую организацию, фиксацию результатов и последующее объяснение способностей или поведенческих моделей человека и их причин.

Метод тестирования (ограниченное временным отрезком испытание) позволяет изучить определенные психические особенности индивидуума, уровень интеллектуального развития, личные качества. Как правило, он также является приоритетным в работе психологов.

В случае необходимости используют биографический метод (анализ жизненного пути индивида с целью выявления наиболее значимых для него факторов, прогнозирования дальнейших событий и их коррекции), а также метод психологического моделирования, суть которого сводится к имитации психических процессов или организации деятельности человека в искусственно созданных условиях.

image

Если Flash-тест не отображается

Если тест не отображается выше — кликните на замочек левее адреса сайта и разрешите работу Flash-технологии (ресурс добавится в исключения блокировки)…

Рекомендую

image

Или вот еще причина блокировки…

Это не последний тест для мозга — будет продолжение, заглядывайте чаще. Не скучных Вам дней и ночей. До новых полезных компьютерных программ и интересных приложений для Андроид.

Наиболее популярные способы диагностирования

Для изучения человеческого познания мира существуют методики на восприятие. Чаще всего они основываются на методе эксперимента, так как он позволяет сделать внутреннее психологическое явление доступным объективному наблюдению. Для него создаются искусственные условия, стимулирующие проявления нужных явлений. Как правило, этот вид изучения проводится в паре. Также очень часто используется тестирование. Вышеуказанные методы исследования в синтезе с методиками развития восприятия обеспечивают высокий уровень осознания внешнего мира человеком.

Развитие восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

Создание самостоятельной деятельности определяет в первую очередь эмоционально – интеллектуальный опыт детей, полученный из разных источников в условиях семьи и детского сада.

Работа с семьей

Посещение выставок, музеев, театра, прогулки по городу, в природу совместно с родителями обогащают впечатления детей, позволяют им более глубоко войти в мир искусства, дают возможность обсудить увиденное (услышанное) с родными, выслушать их точку зрения.

Организация дома уголка детского творчества, наличие необходимых материалов позволяет ребенку экспериментировать, творить самостоятельно и вместе с семьей. Нередко дети выступают в роли «учителя», знакомя родителей с новой техникой рисования, новой игрой и т. д.

Создание фотоальбомов, домашних коллекций, выставка детских работ, подготовка и проведение семейных праздников – все это обогащает жизнь не только ребенка, но и его близких, делает ее прекрасной, интересной.

Итакможно сказать, что правильно организованная работа по развитию восприятия у детей цвета способствует всестороннему развитию ребенка, формированию у него целостной картины мира, гармоничному развитию личности, а также формированию у него творческих начал.

  1. Изучение развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

2.1. Выявление уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

В данном параграфе раскрывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются критерии и этапы диагностики уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно — экспериментальная работа, проводимая в 2014 году в в АНО ДО «Планета детства «Лада» детском саду № 204 «Колокольчик», в естественных условиях в процессе осуществления воспитательной деятельности.

Для осуществления эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы, всего в эксперименте участвовало 20 детей.

При организации исследования учитывались требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:

  1. наличие экспериментальной базы;
  2. предварительная разработка алгоритма по формированию уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников;
  3. участие старших дошкольников в опытно-экспериментальной проверке гипотетического положения;
  4. анализ и обобщение полученных данных.

Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: наблюдения, бесед, опросов.

При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования были выделены следующие этапы:

1 этап – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходное состояние уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников;

2 этап – формирующий, который направлен на формирование развития уровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников;

3 этап – контрольный, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.

В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики: наблюдения, опрос.

Цель констатирующего этапа экспериментазаключалась в определении уровня сформированностиуровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников.

Диагностика проводилась по Модифицированной методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленая на изучение восприятия цвета. (Приложение 1)

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов) ; интервал между сериями один день.

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников.

Описание методики:

Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) .

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Критерии оценки:

— выбор и размещение цвета по наглядному образцу;

— выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий): размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Результаты проведения диагностического задания фиксировались в протоколах № 1,2 (см. приложение 2), данные показатели сгруппируем в таблице 2.1.

Количественные результатыуровня развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

Таблица 2.1

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Человек % человек %
Высокий уровень 1 10% 1 10%
Средний уровень 4 40% 3 30%
Низкий уровень 5 50% 6 60%

Данные представлены на рисунке 2.1:

Рис. 2.1. – Результаты выявление уровня восприятия цвета у старших дошкольников.

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 1ребенок – (10%); на среднем уровне – 4 детей (40%); нанизком – 5 детей (50%).

В экспериментальной группе на высоком уровне 1ребенокй – (10%); на среднем уровне – 3 детей (30%), на низком уровне 6 детей- (60%).

По результатам наблюдения было выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах высокий уровень на одинаковом уровне; средний уровень в экспериментальной группе на 10% ниже, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 10% выше, чем в контрольной группе.

На основе анализа стало очевидно, что развитие восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников сформированны в недостаточной степени низкий уровень в экспериментальной группе составил 60%.

Таким образом, в данном параграфе разработаны и представлены критерии и уровни развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников, которые позволяют проектировать комплексы занятий, направленные на повышение уровня восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников.

2.2. Содержание и методика развития восприятия цвета в процессе изо деятельности у старших дошкольников

При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, нужно обратить его внимание на красоту цвета. Необходимо разъяснить ребёнку то, что он не должен быть равнодушен к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зелёный цвет стал ярче, можно добавить немного жёлтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подробные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешивания, а результат этого процесса – получение нового цвета.

Каждый ребёнок воспринимает мир по–своему. Поэтому становление и развитие чувства дифференциации цветовых тонов происходит в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, её отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, изделия из глины, ткани), но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Научившись работать с палитрой и получать из пяти красок двадцать – ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски – жёлтую и красную – никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета.

Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Дети, которые познакомились с некоторыми свойствами красок, никогда не скажут: «Небо – синее, облака – белые, ночь – чёрная». Ведь теперь они знают, что небо синим, бывает лишь несколько раз в году, а ночь состоит из огромного количества тёмных красок и что ночь можно изобразить даже светлыми красками.

Ребёнок может вдруг заметить, что лес бывает не только зелёным: дальний лес кажется голубым, утром оранжевым, вечером он выглядит багровым. Ребёнок сможет разглядеть бесконечные оттенки синего, зелёного, розового, оранжевого. Человеческий глаз способен увидеть не только красный, зелёный, синий, жёлтый цвета, но и более сорока тысяч самых различных оттенков. Таким талантом от рождения обладают немногие, поэтому это умение развивать необходимо, а поможет в этом ребёнку игра.

Придумывая игровые приёмы, педагог ориентируется только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое воздействие.

Педагогу надо знать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей и их интересам. В противном случае, интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер.

Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выколачивая игровую суть излишним дидактизмом.

Цветовосприятие у старших дошкольников можно развить через разные виды игр: дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, театральные игры. Исходя из этого, различают следующую классификацию видов игр:

Классификация видов игр

Таблица 2.2

Виды игр
творческие Игры с готовым содержанием и правилами
— сюжетно – ролевые

— режиссерские

— театрализованные

— строительно-конструктивные

— дидактические

— музыкально-дидактические

— подвижные

В дидактические игры могут входить такие игры: игры на зрительное восприятие цвета, игры на сравнение, игры с практическим выполнением заданий, игры на решение познавательных задач. Точно так же в подвижные, музыкально – дидактические и театральные игры можно включать игры по цветоведению для решения конкретных задач.

Ощущение музыки

Восприятие мелодий— это их слушание и понимание. Для того чтобы всецело получать от них удовольствие, необходимо иметь определенную подготовку и способности. В основном, это достигается слушанием произведений разных жанров и их анализом, а также проведением сопутствующих занятий (пение, танцы, изучение данных о жизни композиторов, их стиле, развитии творчества). При тщательной организации данного процесса у человека формируется умение определять такие понятия, как ритм, темп, мелодия, гармония и др. Методики музыкального восприятия дают возможность выявить грани образованности индивидуума в данной сфере. В частности, можно использовать беседу, которая позволяет увидеть степень заинтересованности произведением и широту кругозора человека. Также данные можно получить в ходе наблюдения за поведением испытуемого во время слушания. Показателями являются эмоциональность, мимика, сосредоточенность и интерес к музыке. Также для диагностирования слухового восприятия методика цветового выражения дает хорошие результаты. Испытуемым предлагается во время прослушивания изобразить свои ощущения. Выводы о впечатлениях делаются на основании содержимого рисунка и использованной цветовой гаммы.

Рассмотрим подробней каждый из них

«Весна»

Это тип в отличие от следующих трех самый нежный и теплый. Весенние девушки обладают чистыми и теплыми оттенками волос, глаз и кожи. Волосы имеют оттенок от теплого блонда до светло каштанового. Глаза исключительно светлых оттенков. Кожа светлая, тонкая с легким детским румянцем и нежным розовым оттенком губ. В летний период появляются веснушки, а также они быстро сгорают.

«Лето»

В цветовой гамме внешности присутствует холодность и приглушённость. Оттенки цвета волос может быть различным, от светло-русого до темного с примесью пепла. Цвет глаз также от голубых, серо-голубых, серо-зеленых до темных карих. Кожа лучше всего переносить солнечные лучи, приобретая ореховый или бронзовый загар. Губы с бледно- розовым под тоном.

«Осень»

Представительниц данного сезонного типа видно сразу. В их природной гамме преобладает осенняя теплота. Волосы имею все оттенки рыжего и золотого, как и кожа, которая плохо переносит загар. Глаза с золотистыми бликами, яркой радужкой, от серого до золотисто- карих или зеленых.

«Зима»

Яркая и контрастная внешность выделяет обладательниц холодного колорита с их фарфоровой кожей, черными или темно – каштановыми волосами, синими, темно-карими или зелеными глазами.

Осознание красок окружающей среды

Как известно, основные цвета имеют свои оттенки, насыщенность. Диапазон палитры у каждого человека свой. Выявить его можно с помощью теста понимания и употребление слов-названий по образцу. Он показывает зрительное восприятие. Методика заключается в следующем: сначала испытуемому предлагается объект и он должен назвать его цвет, или из ряда предметов нужно выбрать один указанного тона. Затем человек в течение определенного времени рассматривает ряд образцов одного цвета разной светлоты (например, от светлого к темному) и затем по памяти должен его восстановить. Иногда встречается у людей дальтонизм— неспособность различать определенные цвета (зачастую красный и зеленый) или недостаток зрения. Его наличие проверяется путем проведения теста, во время которого испытуемому предлагаются карточки, где на фоне одного цвета нарисованы определенные фигуры или цифры другого тона, и он должен их увидеть и назвать.

Виды патологий цветового зрения

За цветочувствительность у людей отвечают нервные клетки, расположенные в центральной части сетчатки. Иначе их называют колбочками и классифицируют по типу пигмента. Чувствительный к красному цвету имеет максимум 557 нм, к зеленому – 530 нм, к синему – до 426 нм. Если имеются все пигменты, можно говорить о здоровом цветовом восприятии, таких людей еще называют трихроматами.

При нарушениях в работе колбочковой системы развивается дихромазия. Если отсутствует различение оттенков синего спектра, диагнозом является дихромия, при слепоте на зеленый цвет – дейтанопия. Это довольно редкие патологии, чаще встречаются дейтеранопия (плохая чувствительность к зеленому) и протанопия (патология к красному цвету). Объединенное название для нарушений цветового зрения – дихроматизм. Более этой болезни подвержены мужчины.

Диагностирование узнавания формы

Постижение очертаний и рельефа— одна из важнейших задач зрительных анализаторов. Оно позволяет оценить геометрические особенности различных объектов, которые могут быть как плоскостными, так и объемными. Восприятие и тех, и других предметов подразумевает, что человек не просто «фотографирует» их, а получает сведения о совокупности характеристик (объем, цвет, форма). Изучить уровень точности данных ощущений можно, используя методики восприятия формы, например, человеку предлагается в течение 10 секунд запомнить 9 фигур, а затем найти их на таблице с большим количеством изображений. По соответствующей формуле экспериментатор высчитывает уровень узнавания предлагаемого материала.

Для детей удачным будет тест, для которого необходимы 5 геометрических фигур и предметы разных форм и цветов. Специалист предлагает ребенку сравнить разные геометрические формы и назвать их отличия, затем из ряда предметов выбрать объекты указанных характеристик, например круглый и красный, прямоугольный и синий… Все результаты фиксируют и по ним делают выводы. Если малыш быстро выбирает нужные предметы по 2 признакам и самостоятельно объясняет отличия геометрических форм, то он имеет высокий уровень восприятия, средний уровень, если прибегает к помощи взрослого, и низкий, если не может выполнить задание.

Тест Люшера

Кроме описанных выше методик есть ещё несколько тестов, которые помогают оценить качество зрения. Такие тесты нередко используются работодателями при подборе кадров.

Иногда используется тест Люшера, он основан на том, что предпочтение к определённому цвету показывает, насколько человек настроен на ту или иную профессиональную деятельность. Люди, которые лучше распознают ряд оттенков разных цветов, считаются более устойчивыми личностями.

Тест Люшера иногда применяется зарубежными психологами при подборе кадров, а также при комплектации производственных коллективов. Эта методика может быть рекомендована и при подборе брачных партнёров. Так, приверженность к одному из оттенков позволяет выделить относительно одинаковых личностей.

Хронология действий человека

Все процессы нашей жизни проходят во времени. Восприятие этой категории — это осознание последовательности явлений действительности и скорости, с которой они проходят. Этот показатель имеет свою сложность для понимания из-за присущих ему характеристик. Это текучесть (секунды-минуты-часы), незримость и изменчивость (завтра переходит в сегодня и через сутки становится вчера), поэтому время познается через ритм жизненных процессов (пульс, биение сердца, частота дыхания) или привычного нам прибора — часов. На его восприятие влияют различные состояния человека (усталость, раздраженность, увлеченность, эмоции и т. п).

Методика восприятия времени достаточно проста. Для ее проведения нужен обычный секундомер. Изучение проводится путем проведения 10 проб. Испытуемому предлагается определить длину временного отрезка разной продолжительности (30 сек., 1 мин., 120 сек.), не глядя на часы. Начало промежутка экспериментатор сигнализирует ударом карандаша по столу и контролирует за часами его длительность. Испытуемый знаком должен указать конец заданного отрезка. Результаты всех попыток фиксируются. Чтобы определить уровень восприятия времени, нужно высчитать точность оценки по каждому опыту. Для этого фактический показатель делится на заданный интервал и умножается на сто. Таким образом экспериментатор получает коэффициент оценки времени. Данная методика на восприятие позволяет проанализировать фактическое ощущение времени человеком. Если показатель меньше 100, то человек недооценивает интервалы, а если больше — переоценивает. Иногда можно усложнять задание, например, называть во время проведения буквы алфавита или читать наизусть стихотворение. Так тренируется умение определять время в не комфортных условиях (в метро, на приеме, в толпе, во время суеты…).

Человек живет во внешней среде и является свидетелем всех ее изменений. Определить уровень познания действительности помогают методики на восприятие. У каждого человека он разный, как багаж знаний и жизненный опыт, но несмотря на это, именно данный психический процесс позволяет нам быть частью многогранного мира, ощущать богатство звуков, цветов и форм, наслаждаться жизнью и творить в свое удовольствие.

Тесты на дальтонизм

Чтобы получить максимально точные результаты тестов, придерживайтесь нескольких правил:

  • Проводите тест при хорошем дневном освещении.
  • Расположитесь на расстоянии не менее метра от монитора компьютера.
  • Расслабьтесь: не надо напряженно всматриваться в картинку.
  • Спешить не стоит: уделите каждой картинке порядка 5 – 7 секунд.
  • Запомните свой результат, чтобы сравнить его с правильным ответом.

Тест №1

Если Вы рассмотрели число «99», значит, с Вашим цветовым восприятием все в порядке. Не обнаружили цифр на рисунке? Возможно, у Вас дальтонизм.

Тест №2

Видите число «98», изображенное синим цветом? Если да, причин для волнения нет. Если перед Вами просто мозаичное панно без четких изображений, есть повод для беспокойства.

Тест №3

На этой картинке из-за большого количества цветов различить изображение непросто даже людям с нормальным зрением. Присмотритесь внимательнее. Увидели цифру «9»? Прекрасно! При проблемах с восприятием цвета, Вы вряд ли рассмотрите эту цифру среди мозаичных элементов.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации